Включение семьи. Семья пациента рассматривается как неотъемлемый участник реабилитационного процесса.
Обучение родителей начинается с первого дня: специалисты междисциплинарной команды объясняют близким суть нарушений и показывают, как правильно помогать ребёнку или взрослому дома. Родители или родственники присутствуют на занятиях, осваивают упражнения, которые потом могут выполнять самостоятельно с пациентом дома, для закрепления стабильности результатов или их дальнейшего развития по программе отдаленной реабилитации, в том числе в РПК «Атлант». Для этого проводятся специальные обучающие сессии, выдаются методические пособия и видео. Семья учится, как закреплять навыки ходьбы дома (например, с помощью поручней, игровых мотиваторов), какие игрушки и бытовые ситуации использовать для стимулирования движений. Методика Исановой уделяет особое внимание тому, чтобы родители стали своего рода “со-терапевтами”. В этих целях по программе обучения родителей навыкам домашней реабилитации практикуются
«Школы для родителей», где мамы и папы обучаются упражнениям (как элементам кинезотерапии, так и развивающим играм).
Мотивационная поддержка – ещё один аспект: родственников. Включение семьи повышает эффективность, навыки, приобретённые в центре. Для взрослых пациентов (например, после инсульта) семья обучается – как адаптировать квартиру, как стимулировать речь в разговоре и т.д. Таким образом, методика выстраивает
треугольник “пациент – терапевт – семья”, где все стороны взаимодействуют ради одной цели. Это серьёзное отличие от многих классических подходов, где семья часто остаётся сторонним наблюдателем.
Отличия методики Исановой от других подходовМетодика профессора Исановой выгодно отличается от многих зарубежных и отечественных систем реабилитации благодаря своей целостности и инновационности. Ключевые отличия можно сформулировать так:
- Сравнение Комплексности с узкой специализацией. В зарубежной практике нередко разные подходы существуют раздельно: например, по методу Бобат работают только над позами и тонусом, по методу Петё— в основном обучают бытовым навыкам, PNF концентрируется на мышечной активности. Методика Исановой же объединяет элементы всех этих подходов в единой программе. Пациент одновременно получает и физиотерапию, и, и сенсорную, и когнитивную стимуляцию. Нет разрозненности — команда специалистов действует синхронно, по единому плану. Это экономит время и даёт синергетический эффект: например, после достижения постурального эффекта в и.п. лежа, на боку, подкрепляется обучение ходьбы в кровати, сидя, стоя в модифицированной позе медведя и т.д.
- Инновационное оборудование и авторские разработки. методика Исановой внедряет современные безопасные технические решения. Для постуральной устойчивости пациента, подготовке его к ходьбе, применяется реабилитационный антигравитационный костюм «Атлант" — яркий тому пример, он не имеет точных аналогов за рубежом и является отечественной инновацией. РПК «Атлант «хорошо себя зарекомендовал, как пособник интерактивной балансировочной платформы, виртуальная реальность для тренировки равновесия, нейроинтерфейсы для восстановления руки (например, роботизированные перчатки) — всё это интегрировано в общий процесс. При этом техника используется осмысленно: например, виртуальная игра про ходьбу по лесу совмещается с реальным шаганием по матам, чтобы перенести игровой опыт в двигательную активность. Авторские методики упражнений — ещё одно отличие. Команда Исановой разработала множество методических приёмов, которые описаны в руководствах и запатентованы. Например, способ обучения ходьбе с биологической обратной связью или методика развития функции руки с помощью «сенсорной шкатулки» — эти ноу-хау выделяют подход среди других. Уникальность подтверждается патентами и признанием профессионального сообщества.
Междисциплинарная команда. Хотя командный подход присутствует во многих реабилитационных системах, у Исановой он доведён до настоящей интеграции обмен знаниями и практикой разных
специалистов врачи, физиотерапевты, логопеды, психологи, педагоги — все работают по единой концепции, в основе которой каждый специалист должен освоить методкинезотерапии, владеть упражнениями метода для получения эффекта, достижения цели речевой функции, например, логопед восстанавливает голос у пациента с дисфонией применяет упражнения метода киенезотерапии, направленные на экскурсиюдыхания , в процесс вовлекаютсявнешние и внутренние реберные мышцы , от их активности зависитнеобходимый поток воздуха к голосовым связкам. Специалисты междисциплинарной команды проходят обучение, методу кинезотерапии, лежащий в основе разработанной системы реабилитации, обеспечивая не прерывность реабилитации разных компетенцией, направленные на достижения конечной цели, в данном примере, целью ставится получить звучный голос у пациента. Это позволяет специалистам
«говорить на одном языке» и синхронизировать усилия суммации по эффективности результатов реабилитации. Такой симбиоз дисциплин повышает эффективность реабилитационных мероприятий и сокращает сроки восстановления нарушенных жизненно важных функций организма.
В итоге, методика Исановой представляет собой
уникальное сочетание лучших мировых практик и оригинальных решений. Её отличие — в широте охвата (от физического до эмоционального), глубине проработки (научное обоснование каждого шага) и практической направленности (конечная цель — не абстрактное улучшение показателей, а реальная самостоятельность пациента). Именно поэтому методика получила признание как в России, так и за рубежом и успешно применяется для разных категорий пациентов.