О методе
История создания
Комплексная нейрореабилитация по авторской методике профессора Валиды Исановой
О методе патогенетической терапии в авторской программе
Комплексная нейрореабилитация по авторской методике профессора Валиды Исановой Валиды Исановой – это комплексная система восстановительного лечения, ориентированная на пациентов с тяжёлыми двигательными и неврологическими нарушениями (дети с ДЦП, пациенты после инсульта и травм ЦНС, взрослые с рассеянным склерозом и др.)​ Главное отличие подхода – интеграция движения, восприятия, мышления, речи и эмоций так, чтобы восстановление шло не изолированно, а по всем каналам развития личности​. Иными словами, это не просто ЛФК, а «архитектура восстановления личности» через движение, учитывающая индивидуальные особенности, потенциал и потребности каждого пациента. Ниже описаны ключевые научные основы и структура метода, его история, уникальные черты и примеры применения на практике.
Нейрофизиологические основы метода
Методика опирается на фундаментальные нейрофизиологические механизмы восстановления. Основные из них:
  • Нейропластичность: способность мозга перестраивать свои нейронные сети, образовывать новые связи и восстанавливать утраченные функции. Повторные целенаправленные упражнения стимулируют образование новых синаптических связей и реорганизацию нейронных цепей. Благодаря этому не повреждённый мозг может взять на себя компенсаторные функции утраченных в методике Исановой специально создаются нейрофизиологические условия для активации ЦНС ее пластичности Учёные расширили представления о пластичности головного мозга. В случае необходимости даже специализированные двигательные нейроны можно «научить» выполнять абсолютно чуждые им функции. Нейрофизиологи из Калифорнийского университета в Беркли (США) описывают эксперимент, в ходе которого была произведена перенастройка нейронов крысы. Физические средства патогенетической реабилитации имеют свойства активного вмешательства на пластичность мозга, реализуются путем модификации синапсов, их количества, конфигурации, влияют на эндогенные и экзогенные факторы, само организующей системы организма, оказывают стимулирующее, подавляющее, модулирующее воздействие на реорганизацию ЦНС
Роль фарм-препаратов несомненна велика, аминергические и холинергические медиаторы адреналин, серотонин, ацетилхолин), нейро трансмиттеры, однако их эффективность усиливается в комплексной реабилитации с физическими патогенетическими средствами реабилитации.
  • Проприоцепция (чувство позиции тела): метод активно задействует проприорецепторы – сенсорные датчики(рецепторы) в мышцах и суставах, которые сообщают мозгу о положении и движении тела. Проприоцептивные стимулы (растяжение мышцы, давление на сустав, сопротивление движению) запускают рефлекторные ответы и активируют спинальные и головные двигательные центры. Например, PNF-техники (проприоцептивное нервно-мышечное облегчение) используют диагональные растяжения и сопротивление, что усиливает поток импульсов от мышц в мозг и облегчает выполнение движения. В методике Исановой эти принципы используются через специальные упражнения кинезотерапии, вызывающие активацию α- и γ-мотонейронов спинного мозга в ответ на периферические раздражения. Это улучшает мышечный тонус и контроль движений за счёт вовлечения природных рефлексов (миотатический рефлекс на растяжение)​.
Нейрофизиологическая основа метода: проприоцептивная дуга и контроль мышечного тонуса
Схема иллюстрирует ключевые механизмы восстановления функций мозга и тела при помощи движений. Она демонстрирует, как повторяющаяся двигательная активность влияет на пластичность нейронных связей:
  • Сенсомоторная фасилитация: одновременное воздействие на сенсорную и моторную систему для облегчения (фасилитации) движения. Это включает сочетание тактильных, вестибулярных, зрительных стимулов с движениями. Например, прикосновения и поглаживания, зрительный контроль через зеркала, звуковые сигналы (ритм, музыка) – всё это повышает возбуждение нервной системы и облегчает инициирование движения.
  • Одновременная стимуляция нескольких анализаторов усиливает ответную реакцию мозга: движение становится более осознанным и скоординированным​. Такой подход основан на принципах сенсорной интеграции и PNF, где вербальные команды, визуальные подсказки и физическая помощь соединяются для формирования правильного двигательного навыка
История разработки методики и влияния мировых подходов
Профессор Валида Исанова начала разрабатывать свой подход в 1990-х годах, опираясь на как отечественный опыт, так и лучшие зарубежные практики. В то время реабилитация в России сталкивалась с ограниченными возможностями: не хватало оборудования, специалисты работали в основном общепринятыми средствами лфк и физиотерапии.
С какими трудностями пришлось столкнуться? Прежде всего, это скепсис коллег: идея сочетать кинезотерапию с образовательными и эмоциональными практиками была новаторской. Требовалось научное обоснование – Исанова проводила исследования, опиралась на нейрофизиологические данные о пластичности мозга и рефлекса, на разработанные принципы организации движение Ч. Шеррингтона и наших отечественных ученых И. Сеченова, И. Павлова, В. Бехтерева и др. Изучила и адаптировала зарубежные методы (PNF, Бобат, кондуктивную педагогику) под российские реалии. Таким образом был разработан метод «кинезотерапия в медико-кондуктвной реабилитации неврологических больных с двигательным и когнитивным дефицитом», обучала этому коллег врачей и реабилитологов Республиканского центра реабилитации инвалидов (РЦРИ), где главным врачом была назначена Минздравом РТ (живописное место в пригороде Казане, Боровое –Матюшино) в 1990 г.
В то время, не существовало необходимых медицинских и технических средств –пособников реабилитации – по рекомендации академика , ученого космических исследований с мировым именем , нашего соотечественника республики Татарстан Р. Сагдеева, обратилась в институте космических исследований городе Москва, которым руководил известный ученый врач, физиолог, основоположник мировой космической медицины академик Анатолий Иванович Григорьев, родилась идея создания антигравитационного реабилитационного костюма “Атлант”, который позволил бы стабилизировать тело пациента ,осуществлять по сегментарную проприоцептивную нагрузку на скелетную мускулатуру и получить ответную эфферентную реакцию с периферии, миотатический рефлекс на растяжение​ Далее срабатывала альфа гамма мото-нейронная система, восстанавливался к норме мышечный тонус, создавались пациенту условия для инициации произвольного движения.
В результате такого необычного научно- практического подхода и стечения обстоятельств в Татарстане, в КГМУ, были разработаны, на основе междисциплинарных знаний и достижений биологии, неврологии, нейрофизиологии, психологии, специальной педагогики с позиции самоорганизующейся функциональной системы человека патогенетические методы нейрореабилитации (научные изыскания 1990-1996, под руководством Е.И. Гусева, Л.О. Бадаляна ведущие учреждения 1-ая РГМА, РГМУ):
  • метод «кинезиотерапии в медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями» (аналог PNF).
  • метод «кондуктивной терапии», психофизические тренинги на повседневную активность.
  • антигравитационное устройство, РПК «Атлант» в методе «кинезиотерапии в медико-кондуктивной реабилитации, который, обеспечивает постуральный сервис, активизирует ассоциативные зоны, ускоряют интеграцию больных в социум.
Гусев Евгений Иванович — советский и российский невролог, академик Российской академии наук (2013), АМН СССР (1991; член-корреспондент с 1988), доктор медицинских наук, профессор (1975). С 1975 года заведует кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики РГМУ имени Н.И. Пирогова (ныне РНИМУ имени Н. И. Пирогова).
Метод кинезотерапии в медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями, регулирует фазические и тонических компоненты произвольных движений выполняет процедуру обученная методу медицинская сестра.
Последовательность тренинга инициации произвольных движений, выполняется в соответствии онтогенезом развития двигательных функций.
Метод кинезотерапии в РПК "Атлант", выполняется спирально-диагональный универсальный модуль для рук, с прослеживанием пациенткой траектории движения руку, стимулируются активность глазодвигательных ЧМН, восстанавливается статико-динамическиое равновесие, контролируемая мобильность, подготовка к самостоятельной ходьбе.
В музыкальном сопровождении, проводится игровой тренинг на опору стоп, через импульсы в строенные в платформу.

Инновационный костюм, РПК Атлант, восстанавливается нарушенный мышечный тонус, является отечественным изобретением, не имеющий аналогов в мире, однако изобретение не имеет на текущий момент широкого применения в нейрореабилитации.
Стереотипизация познавательных процессов, упрощенный подход к решению проблем приводят к тому, что ученый начинает неадекватно воспринимать инновации, утрачивает чуткость к новизне, а ведь именно продуцирование нового знания является важнейшей особенностью науки.
Слева на картинке представлен первый прототип РПК Атлант в 1996 году, на основе совместной работы с летчиком-космонавтом, врачом Поляковым Валерием Владимировичем

Отечественный инновации, мультидисцепленарная проблема взаимодействия разных специалистов в единой цели понимания патогенетической реабилитации.
Кондуктивная терапия (изображение слева) сюжетно-ролевой тренинг на коммуникацию, память, речь, динамический проксис(кондуктор педагог-дефектолог с пациентом).
Антигравитационная стимуляция, в РПК Атлант, метод КИНЕЗОТЕРАПИИ

Большое значение, как отражение терапевтической среды, придается осуществлению максимальной занятости пациента в течение дня, что увеличивает активность реабилитанта, тренирует волевые качества, помогает изменить стереотип пассивности.

"Активность и с самостоятельность" в условиях РЦ МЗ и СЗРТ, обязательная организация кабинетов бытовой, трудовой, рекреационной реабилитации, в рамках метода кондуктивной терапии

Разработанные в Казанском медицинском университете, Российский национальный отечественный метод кинезотерапии и метод кондуктивной терапии являются новой формой взаимодействия различных специалистов мультидисциплинарной команды в комплексной нейрореабилитации.
Междисциплинарное взаимодействие, на стыке научных независимых исследований облегчает процессы внутри научной коммуникации и контроля, потенцирует новые знания и формирование кадров на междисциплинарной функциональной основе.
Специалист может пройти соответствующее обучение на кафедре неврологии и нейрохирургии ФПК и ППС КГМУ.

Влияние на разработанную систему и методику реабилитации В. Исановой повлияли идеи известных зарубежных школ, создавших в 40- е годы беспрецедентные методы по эффективности методы реабилитации:
  • Метод PNF: Школа американского врача невролога, ученого, физиолога (проприоцептивное нервно-мышечное облегчение). Герман Кабат разработал этот метод в середине XX века, используя диагональные и спиральные движения и специальные стимулы к растяжению мышц, чтобы облегчить двигательные реакции. PNF доказал эффективность в восстановлении после неврологических повреждений за счёт вовлечения рефлекторных механизмов и свойство ЦНС ее, нейропластичности.
  • Валида Исанова ознакомилась с методом PNF и адаптировала его под свою практику – так появилась отечественная кинезотерапия как отечественный аналог PNF​. Диагональные паттерны движений, которые она использует, непосредственно восходят к принципам Кабата (спиральные модули движений и активация рефлексов на растяжение) и безусловно работают на принципах английского ученого Ч. Шеррингтона.
  • Концепция Бобат: Разработана физиотерапевтами Бертой и Карелом Бобат в Англии (они выходцы из Чехии) создали методику для реабилитации детей с ДЦП и взрослых после инсульта. Ключевая идея – ингибиция патологических рефлексов и патологического тонуса через специальные позы и плавные движения, стимулирующие правильные двигательные реакции. Бобаты показывали, что, если придать ребёнку определённое положение, можно подавить гипертонус и примитивные рефлексы, организуются более правильные физиологические движения. Исанова В.А. в 1991–1993 гг. изучала опыт Бобат-терапии, посетила центр Бобатов в Лондоне​. Однако в беседе с Маргарти Мейстон, в центре Бобат поняла, что время изменило прежнею тактику реабилитации детей ДЦП, разработанные сотрудниками новые образцы двигательных комбинаций центра Бобат, и нейродинамические наблюдения привели к выводу, что ингибиция патологических рефлексов не дает желаемого эффекта «последействия» для инициации произвольного движения. Более подробно о новом подходе метода Бобат в лечении ДЦП, можно ознакомится в статье М. Мейстон, которая есть в интернете и в одной из моих монографий по нейрореабилитации.
  • Кондуктивная педагогика (метод Петё): Венгерский профессор Андраш Петё создал в 1950-х систему обучения детей с ДЦП, в которой объединил медицинскую реабилитацию с образовательным процессом. Суть метода Петё – рассматривать ребёнка как единое целое и развивать двигательные, речевые, когнитивные и социальные навыки одновременно, в ходе активного обучения​. Несмотря на повреждение ЦНС, у ребёнка есть резервные возможности мозга, и их можно мобилизовать с помощью правильно организованного обучения – комплексного развития личности. Метод улучшает движения, речь, интеллект, эмоции и волю одновременно, то есть “лечит и тело, и душу” ребёнка​. Огромное значение придаётся создание мотивации к тренингу, самостоятельности ребёнка при выполнения заданного навыка, активизируются сохранные функции анализаторов (зрение, слух, вкус, обоняние) и через мотивацию, на подсознательном уровне, ребенок способен выполнить заданное действие, родители являются активными участниками в занятиях, не только как помощники, но как действующие лица по сценарию
  • Кондуктивная терапия: Профессор Исанова, зная о принципах Петё, включила кондуктивную педагогику, как один из модулей своей методики, усовершенствовала занятиями в форме мини спектаклей на заданную тему, по программе, адекватной для восприятия и выполнения ребенком. В центре практикуются психофизические тренировки на повседневную активность – это прямая отсылка к методу Петё​. Например, детей учат навыкам самообслуживания через игру: застегнуть пуговицу, дотянуться до игрушки – эти действия одновременно тренируют моторику и дают учебный эффект. Кондуктивная терапия у Исановой – это целенаправленное воспитание движений: кондуктологи или педагоги дефектологи планомерно развивают у ребёнка двигательные и бытовые умения в игре, спектакле, на заданную тему, используя постоянное предвосхищение действия и мотивацию перевоплощения в героя по сценарию. Кондуктивная терапия (психолого -педагогическая реабилитация): занятия, направленные на воспитание у пациента навыков целенаправленного движения и самообслуживания. Проводится, как правило, в форме игры или функциональных действий. Произвольное движение развивается через систему упражнений, привязанных к бытовым ситуациям​. Например, ребёнок учится тянуться и вставать, чтобы достать интересный предмет; многократно садится и встаёт со стула в игровой форме; проходит полосу препятствий, имитируя путешествие. Взрослого после инсульта учат навыкам одевания, приготовления пищи – каждое такое действие разложено на последовательность движений и отрабатывается пошагово. Психофизические тренинги на повседневную активность – важная составляющая: пациенты практикуют те движения, которые понадобятся им в реальной жизни (держать ложку, переступать через порог, застёгивать молнию). Кондуктивная терапия тесно переплетена с кинезотерапией: физические упражнения тут же закрепляются практическим действием. Занятия могут проходить группами, что стимулирует дух соревнования и поддерживает мотивацию (как и у Петё, где групповая динамика усиливает результат).
Изображения упражнений с диагональными паттернами рук/ног, как пример PNF
Реабилитационный костюм «Атлант»: инновационный модуль методики – использование специального костюма, разработанного командой Исановой. Костюм «Атлант» представляет собой систему эластичных тяг, расположенных по ходу мышц антагонистов конечностей и туловища , которые под воздействием поступающего в трубчатые тяги воздуха, плотно обжимают туловище ,создают некое корситирование, что обеспечивает пациенту постуральную устойчивость, и антигравитационное воздействие на тонус мышц,создаются физиологические условия для инициации произвольных движений   Его задачи: стабилизировать тело, задать правильную ось движения и обеспечить дозированную нагрузку на мышцы и суставы​. Фактически, костюм создаёт «антигравитационный» эффект – поддерживает части тела, которые пациент не держит сам, и одновременно усиливает проприоцептивные афферентацию (благодаря давлению и натяжению в области суставов)​.
  • В костюме пациент может выполнять упражнения более правильно: например, ребёнок с атаксией в костюме меньше раскачивается  при ходьбе, ощущает лучше положение туловища. Для спастичных детей костюм служит мягкой растяжкой мышц, предотвращает контрактуры. В методике костюм используется в сочетании с другими модулями – к примеру, ходьба по сенсорной дорожке в костюме или выполнение целевых упражнений авторским методом кинезотерапии-упражнений. Благодаря «Атланту» удаётся тренировать пациентов, которые без поддержки не могли бы стоять или ходить. РПК «Атлант» по эффекту действия превосходит т многие отечественныхреабилитационные  костюмы (например, «Адели», «Регент»).
Фотографии занятий с детьми, игровые упражнения, тренировки равновесия.
Работа с пациентом в Варашаве
Схема: Структура интегративной системы нейрореабилитации по Исановой В.А.
Данная схема отражает комплексное взаимодействия проводящих и ассоциативных систем  и структур мозга, объединяющей ключевые компоненты стратегии и тактики:
  • Диагностика пациента (Клиника и инструментальное обследование) — как основу для программы реабилитации.
  • Кинезотерапию и кондуктивную терапию — в качестве базовых нейродинамических технологий  в разработанной системе реабилитации больных с двигательными и когнитивными нарушениями функций.
  • Реабилитационный костюм «Атлант» — как способ обеспечения нейрофизиологического сервиса организации движения, посегментарно активизирующий миотатический рефлекс на растяжение и создания условий для инициации произвольных движений, координации, восстановление физиологического тонуса мышц, постуральной устойчивости, ускоряющей одну из важных функции человека – ходьбы.
  • Сенсорную и когнитивную активизацию, через ассоциативные связи с мозгом что ускоряет обеспечивается восстановление когнитивных функций, памяти речи, коммуникацию и моторная ловкость.
  • Психоэмоциональную и поведенческую поддержку,
  • А также система реабилитации включает работу с семьёй и социальную адаптацию пациента, создает доступную средовую инфраструктуру качества жизни пациента.
Каждый блок связан с другими, формируя целостную систему, направленную на восстановление функций, личности и качества жизни пациента.
Включение семьи. Семья пациента рассматривается как неотъемлемый участник реабилитационного процесса. Обучение родителей начинается с первого дня: специалисты междисциплинарной команды объясняют близким суть нарушений и показывают, как правильно помогать ребёнку или взрослому дома. Родители или родственники присутствуют на занятиях, осваивают упражнения, которые потом могут выполнять самостоятельно с пациентом дома, для закрепления стабильности результатов или их дальнейшего развития по программе отдаленной реабилитации, в том числе в РПК «Атлант»​. Для этого проводятся специальные обучающие сессии, выдаются методические пособия и видео. Семья учится, как закреплять навыки ходьбы дома (например, с помощью поручней, игровых мотиваторов), какие игрушки и бытовые ситуации использовать для стимулирования движений. Методика Исановой уделяет особое внимание тому, чтобы родители стали своего рода “со-терапевтами”. В этих целях по программе обучения родителей навыкам домашней реабилитации практикуются «Школы для родителей», где мамы и папы обучаются упражнениям (как элементам кинезотерапии, так и развивающим играм). Мотивационная поддержка – ещё один аспект: родственников. Включение семьи повышает эффективность, навыки, приобретённые в центре. Для взрослых пациентов (например, после инсульта) семья обучается –  как адаптировать квартиру, как стимулировать речь в разговоре и т.д. Таким образом, методика выстраивает треугольник “пациент – терапевт – семья”, где все стороны взаимодействуют ради одной цели. Это серьёзное отличие от многих классических подходов, где семья часто остаётся сторонним наблюдателем.
Отличия методики Исановой от других подходов
Методика профессора Исановой выгодно отличается от многих зарубежных и отечественных систем реабилитации благодаря своей целостности и инновационности. Ключевые отличия можно сформулировать так:
  • Сравнение Комплексности с узкой специализацией. В зарубежной практике нередко разные подходы существуют раздельно: например, по методу Бобат работают только над позами и тонусом, по методу Петё— в основном обучают бытовым навыкам, PNF концентрируется на мышечной активности. Методика Исановой же объединяет элементы всех этих подходов в единой программе. Пациент одновременно получает и физиотерапию, и, и сенсорную, и когнитивную стимуляцию. Нет разрозненности — команда специалистов действует синхронно, по единому плану. Это экономит время и даёт синергетический эффект: например, после достижения постурального эффекта в и.п. лежа, на боку, подкрепляется обучение ходьбы в кровати, сидя, стоя в модифицированной позе медведя и т.д.
  • Инновационное оборудование и авторские разработки. методика Исановой внедряет современные безопасные технические решения. Для постуральной устойчивости пациента, подготовке его к ходьбе, применяется реабилитационный антигравитационный костюм «Атлант" — яркий тому пример, он не имеет точных аналогов за рубежом и является отечественной инновацией.  РПК «Атлант «хорошо себя зарекомендовал, как пособник интерактивной балансировочной платформы, виртуальная реальность для тренировки равновесия, нейроинтерфейсы для восстановления руки (например, роботизированные перчатки) — всё это интегрировано в общий процесс. При этом техника используется осмысленно: например, виртуальная игра про ходьбу по лесу совмещается с реальным шаганием по матам, чтобы перенести игровой опыт в двигательную активность. Авторские методики упражнений — ещё одно отличие. Команда Исановой разработала множество методических приёмов, которые описаны в руководствах и запатентованы. Например, способ обучения ходьбе с биологической обратной связью или методика развития функции руки с помощью «сенсорной шкатулки» — эти ноу-хау выделяют подход среди других. Уникальность подтверждается патентами и признанием профессионального сообщества​.
Междисциплинарная команда. Хотя командный подход присутствует во многих реабилитационных системах, у Исановой он доведён до настоящей интеграции обмен знаниями и практикой разных специалистов врачи, физиотерапевты, логопеды, психологи, педагоги — все работают по единой концепции, в основе которой каждый специалист должен освоить методкинезотерапии, владеть упражнениями метода для получения эффекта, достижения цели речевой функции, например, логопед восстанавливает голос у пациента с дисфонией применяет упражнения метода киенезотерапии, направленные на экскурсиюдыхания ,  в процесс вовлекаютсявнешние и внутренние реберные мышцы , от их активности  зависитнеобходимый поток воздуха к голосовым связкам. Специалисты междисциплинарной команды проходят обучение, методу кинезотерапии, лежащий в основе разработанной системы реабилитации, обеспечивая не прерывность реабилитации разных компетенцией, направленные на достижения  конечной цели, в данном примере, целью ставится получить звучный голос у пациента. Это позволяет специалистам «говорить на одном языке» и синхронизировать усилия суммации по эффективности результатов реабилитации. Такой симбиоз дисциплин повышает эффективность реабилитационных мероприятий и сокращает сроки восстановления нарушенных жизненно важных функций организма.
В итоге, методика Исановой представляет собой уникальное сочетание лучших мировых практик и оригинальных решений. Её отличие — в широте охвата (от физического до эмоционального), глубине проработки (научное обоснование каждого шага) и практической направленности (конечная цель — не абстрактное улучшение показателей, а реальная самостоятельность пациента). Именно поэтому методика получила признание как в России, так и за рубежом и успешно применяется для разных категорий пациентов.

Оксфорд
Заключение: : Методика нейро-реабилитации профессора. Валиды Исановой – это синтез нейрофизиологии психологии и специальной педагогики, проверенный годами практики.
Сегодня разработанная в докторской диссертации система реабилитации на основе метода кинезотерапии, даёт шанс тысячам пациентов – шанс не только восстановить движение, но и обрести себя в новом качестве, вернуться к активной, осмысленной жизни. Методология, реабилитации инвалидов РЦРИ (1990-1998), основанная открыт для специалистов и сотрудничества: накопленный, опыт описан в публикациях и готов к масштабированию по всем регионам России.
 Главный девиз метода – «реабилитация тела, сознания и духа как единое целое», и практика подтверждает, что такой подход творит настоящие чудеса на пути к восстановлению.
Made on
Tilda